Кто и когда пишет итоговое сочинение (изложение) в 2018/2019 учебном году

                Для того, чтобы быть допущенными к ГИА -11 в 2019 году, его участники также должны иметь «зачёт» по итоговому сочинению (изложению).  Итоговое сочинение (изложение) является допуском к государственной итоговой аттестации. 

Нормативные документы:


Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст.59

 

Приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 №1400 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» с последующими изменениями.

 

Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 754 от 17.10.2017 г. «Об утверждении порядка проведения и проверки итогового сочинения (изложения) как условия допуска к государственной итоговой аттестации в образовательных организациях на территории Ростовской области.

 

При подготовке к итоговому сочинению используются также Методические материалы Рособрнадзора и информация официального информационного портала ФИПИ.

 

Приказ управления образования Сальского района № 836 от 12. 11.2018 г.


Кто пишет итоговое сочинение

Итоговое сочинение пишут:
обязательно: выпускники текущего учебного года, в том числе и осваивающие образовательные программы в форме семейного образования и самообразования;
по желанию:
лица, освоившие образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющие документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего (полного) общего образования — для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, до 1 сентября 2013 года);
граждане, имеющие среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях, обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, а также обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных образовательных организациях.
Примечание. Выпускники прошлых лет могут участвовать в написании итогового сочинения в том числе при наличии у них итогового сочинения прошлых лет, в целях использования его результатов при приеме в образовательные организации высшего образования. Сроки участия в итоговом сочинении такие лица выбирают самостоятельно.

Кто пишет изложение

Изложение вправе писать:
обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
Примечание. Для участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, детей-инвалидов итоговое сочинение (изложение) может проводиться по их желанию в устной форме.


Сроки проведения итогового сочинения (изложения) в 2018/2019 учебном году

                 В 2018/19 учебном году итоговое сочинение (изложение) проводится в следующие сроки:
основной5 декабря 2018 года;
дополнительные6 февраля и 8 мая 2019 года.
Примечание. В дополнительные сроки допускаются к написанию итогового сочинения (изложения):
— обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»);
— участники итогового сочинения (изложения), не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
— участники итогового сочинения (изложения), не завершившие написание итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально).


Порядок регистрации на участие в итоговом сочинении (изложении)

                    Для участия в итоговом сочинении (изложении) его участники не позднее чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения) подают заявление:
обучающиеся 11 классов — в организации, в которых они осваивают образовательные программы среднего общего образования;
остальные участники — в места регистрации, определенные органами управления образованием субъектов Российской Федерации (см. на их сайтах).
Примечание. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления на написание итогового сочинения (изложения) предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды — оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.

Где узнать о порядке организации и проведения итогового сочинения (изложения) в 2018/2019 учебном году

                     Информирование обучающихся и их родителей (законных представителей), выпускников прошлых лет по вопросам организации и проведения итогового сочинения (изложения) организуют органы управления образованием субъектов РФ через организации, осуществляющие образовательную деятельность, и муниципальные органы управления образованием, а также путем взаимодействия со средствами массовой информации, организации работы телефонов «горячей линии» и ведения раздела на официальных сайтах в сети «Интернет» или специализированных сайтах образовательных организаций, органов управления образованием.

Где можно узнать результаты итогового сочинения (изложения)

С результатами итогового сочинения (изложения) участники могут ознакомиться в образовательных организациях или в местах регистрации на участие в итоговом сочинении (изложении).

За что можно получить «незачет» по сочинению

                  Как пояснила ученый секретарь ФИПИ Е.А. Зинина в интервью «Российской газете» (см. интервью на сайте от 10.09.2018 г. https://rg.ru/2018/09/10/kakoe-sochinenie-budut-pisat-vypuskniki-2019-goda.html) , «незачёт» можно получить за грамотность, если количество ошибок более пяти на 100 слов. При этом учитываются орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки. Также не получится «зачёт» за жульничество: не допускается не только списывание, но и воспроизведение по памяти чужого текста. Эксперт может проверить уникальность работы через Интернет. Рекомендуемый объем сочинения от 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов, то ставится «незачёт». Также участник получает «незачёт», если работа выполнена настолько небрежно, что теряется смысл текста. В целом, по её словам, без «зачёта» остается меньше 2% выпускников.

                  Как сообщает РИА Новости (https://ria.ru/sn_edu/20181023/1531294435.html), замглавы Рособрнадзора Анзор Музаев на совещании в Совете Федерации заявил, что «20% школ Российской Федерации выставляет абсолютно всем выпускникам своим «отлично» по всем критериям по сочинению», потому что проходит в «родных» школах, что делает эту процедуру для Рособрнадзора необъективной.

Справочно
               Срок действия итогового сочинения (изложения) как допуск к ГИА – бессрочно, в случае представления его при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета — четыре года, следующих за годом написания такого сочинения. За итоговое изложение бонусные баллы не начисляются.

Объявлены пять направлений тем итогового сочинения на 2018-2019 учебный год.

Направления тем итогового сочинения 2018-2019

Министр просвещения РФ О.Ю. Васильева объявила пять направлений тем итогового сочинения на 2018-2019 учебный год:

Конкретные темы сочинений станут известны только в день экзамена, кроме того, они будут различаться в разных часовых поясах.

ФИПИ уже подготовил рекомендации по каждому из пяти направлений тем итогового сочинения.

«Отцы и дети»

Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».

Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

«Мечта и реальность»

Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.

В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

«Месть и великодушие»

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.

Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

«Искусство и ремесло»

Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.

Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

«Доброта и жестокость»

Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.

Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

Требования к итоговому сочинению (изложению)

1. Объём итогового сочинения – от 350 слов («незачёт» при объёме – менее 250 слов), итогового изложения – 250-300 слов («незачёт» при объёме – менее 250 слов).

2. Не допускается списывание из любых источников. Экзаменационная работа должна выполняться самостоятельно.

3. Экзаменационные работы должны оцениваться по критериям: для сочинения – 5 критериев, для изложения – 3.

Итоговое сочинение:

1. Соответствие теме.

2. Аргументация. Привлечение литературного материала.

3. Композиция и логика рассуждения.

4. Качество письменной речи.

5. Грамотность.

Итоговое изложение:

1. Содержание изложения.

2. Логичность изложения.

3. Использование элементов стиля исходного текста.

Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат (то есть при проверке должен стоять «+») по трем критериям: по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке, а также «зачет» по одному из других критериев.

Если сочинение (изложение) не соответствует требованию № 1 и (или) требованию № 2, то выставляется «незачет» за соответствующее требование и «незачет» за всю работу в целом, такие итоговые сочинения (изложения) не проверяются по критериям оценивания.